Керосинка, керогаз, примус - в чём разница? - вещи - ИСТОРИИ СТАРОГО БЫТА - Каталог статей - истории быта
Суббота, 03.12.2016, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Архив

Каталог статей

Главная » Статьи » ИСТОРИИ СТАРОГО БЫТА » вещи

Керосинка, керогаз, примус - в чём разница?

Керосинка, примус и керогаз - разные по конструкции бытовые нагревательные приборы, которые сейчас путают в частности потому, что все они работают на керосине. В то же время примус прекрасно работает и на бензине, спирте, а керогаз - на солярке (дизельном топливе).

Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс "словари на Академике" керогаз определяют как род бесшумного примуса!

В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.

КЕРОСИНКИ

Самое простое изделие из этой гроссе-тройки - керосинка, которая по сути представляет из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями.

однофитильная керосинка 1900-х годов:


а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:

керосинка двухфитильная

керосинка двухфитильная открытая













и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:

керосинка трехфитильная 

Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.


КЕРОГАЗЫ

Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью. 

    Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка. 

   Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить. 

Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось. 

Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

керогаз

керогаз


Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием "Чудо-печь", "Солярогаз". Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.


ПРИМУСЫ И... ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ 

     Примус действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель, 
     Пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. Примус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов. 
     В СССР широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.

1 - крышка наливного отверстия; 2 - винт спуска воздуха; 3 - чашка; 4 - насос; 5 - форсунка.см 
Старинный примус конца XIX - начала XX века. На ручке регулировки подачи топлива отштамповано не то '5', не то 'S'. На крышке насоса надпись: 'F.W. Linqvists Patent'. На горелке штамп - 'Primus. Sweden'. Чашка, куда наливают спирт для зажигания, не обычного типа "тарелочкой", а в форме воронки, приваренной прямо к восходящей трубке.
     "Примус" - по-латыни означает "первый", "лучший". "Primus" - так называется известная уже почти 120 лет шведская компания, один из ведущих изготовителей примусов и подобных ему переносных газовых приборов в мире. Все это время параллельно существовала фирма "Sievert", которая начала с производства паяльных ламп, а потом перешла на плиты для приготовления еды на том же принципе, что и примус. В 1966 году конкурирующие фирмы слились, чтобы стать еще сильнее. 

     А все началось с того, что в 1881 году Макс Зиверт, немецкий торговец техникой, приехал в Стокгольм, чтобы начать собственное дело. Тем временем в другом конце города изобретатель Карл Ричард Нюберг "колдовал" на своей кухне, создавая принципиально новое устройство - паяльную лампу. Случай свел их, и появилась фирма "Sievert". 

     Примерно в то же время швед Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, не дававшую сажи; она обеспечивала лучший нагревательный эффект, чем другие известные тогда приборы. Лундквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям, и вскоре дело выросло в предприятие, которому было дано гордое название - "Примус". Компания стала экспортировать свои изделия. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут была сенсацией, сравнимой только с появлением микроволновых печей. Так плиты "Примуса" завоевали мир. 
     Прибор был компактен и прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских.
     Современный примус - важная часть экипировки многих экспедиций во всем мире. Интересную информацию о применении примусов в походных кухнях можно найти в Интернете, например, на сайтах: http://www.primus.sehttp://www.spiritburner.com/Без примуса не мыслят существования современные туристы, особенно ценят его альпинисты. Этот нагревательный прибор успешно использовали в своих знаменитых экспедициях Амундсен (Южный полюс, 1911 год), Хиллари и Тенцинг (Эверест, 1953 год), Горан Кропп (Эверест, 1996 год). В туристских изданиях и на интернетовских сайтах можно почерпнуть много нового и интересного относительно использования примусов в походных условиях или просто в поездках на природу, на рыбалку.


     Паяльная лампа - очень удобный нагревательный прибор, однако она надежно работает только при пра­вильном уходе и требует, осторожного обращения.   Как видно ка рисунке 77,

лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и ре­гулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подо­грева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного  воздуха  из  резервуара.

     Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в го­релку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в ча­шечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Ем­кости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают  воздух.   После  этого  открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).

Image

     Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы поту­шить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воз­дух из резервуара через клапан.

     Мастеру-любителю могут встретиться лампы раз­личных конструкций и рассчитанные на разное горю­чее-керосин, бензин, спирт. Наиболее распространены керосиновые лампы. Их ни в коем случае нельзя заправ­лять бензином или смесью бензина и керосина - может произойти взрыв.

     Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим бо­лее чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.

     Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние проклад­ки крышки заливной горловины и своевременно заме­нять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в го­релку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.


Категория: вещи | Добавил: igrek (18.06.2011)
Просмотров: 34510 | Теги: керогаз, паяльная лампа, керосинка, примус
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Поддержать автора
через Яндекс-деньги через Visa и MasterCard
Категории раздела
Поиск по сайту
Посетители
Статистика