Экскурсия в музее «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ КАЙСКОГО СЕЛА»
Здравствуйте, гости дорогие, проходите, усаживайтесь поудобнее. Всем ли места хватило? До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии всех членов семьи. А в центре – на видном месте – портреты отца и матери. И глядя на эти поблекшие фотографии, невольно спрашиваешь себя: «А как жили наши предки, чем занимались, что ели-пили, как печалились в горе и радовались в праздники?».
И сегодня мы с вами попробуем прожить один день далекой старины, когда жили по закону, детей называли чадами, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили с молитвой и Богом в сердце. Жили-то по православному, а житье-то было все привольное да раздольное. И расскажу я вам одну легенду...
В давние-давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, но в ней царили мир, любовь да согласие. Молва об этом долетела до Великого князя, и он решил посетить эту семью. Когда Великий князь убедился, что это правда, то спросил старца –главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал ее князю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе сто раз было начертано одно и тоже слово – «ПОНИМАНИЕ». Да, доброта сердца, понимание, гостеприимство были отличительными чертами наших предков.
В конце 19 века основное население Вятской губернии составляли сельские жители. По числу жителей Вятская губерния занимала одно из первых мест в России, а по плотности населения всего лишь 37-ое. И это не удивительно. Ведь более 50% ее территории занимали леса, а в нашем крае – 97%. Крестьяне сеяли и убирали неплохие урожаи ржи, ячменя, льна, картофеля, репы. Держали лошадей, коров, овец, свиней, коз (богатые семьи по 5-6 коров, 2-3 лошади, бедные по 1-2 коровы и 1 лошади).
Просыпались в деревне рано, с первыми петухами. Итак, пропели петухи, и первой поднялась хозяйка дома. Так уж повелось на Руси, что деревенская женщина работает в два раза больше, чем мужчина. Каждая хозяйка сначала топила печь, готовила еду корове, кормила, поила, доила ее. Корова была кормилицей, любимицей семьи. Помните сказку о Хаврошечке? Как она ласково обращались к корове: «Коровушка-матушка». Ее берегли, в холодные зимние дни спасали от холодов в избе, особенно маленького теленка. Ну вот, корова накормлена, подоена, пора и хлеб в печь ставить, кашу варить.
Надо сказать к чести хозяина, он также вставал рано. Иногда его рабочий день начинался в 4 утра. Нужно было дров принести, во дворе подскрести, воды принести. Молодые спали дольше, набирались сил после тяжелого рабочего дня. Ну а последними конечно же вставали дети. Затем старший в семье распределял обязанности. Кому-то приходилось ехать за сеном, кому-то весь день заниматься извозом, готовить сбруи, плуги и т.п.
Завтракали довольно поздно часов в 9-10, к этому времени успевали переделать много дел. Перед тем как сесть за стол, мыли руки, читали молитву. Первым за стол садился хозяин дома, затем другие работники, дети и последними женщины. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если он еще не был женат – мать. Следили, чтоб хозяин сидел не под иконами, а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога. Ни в коем случае не позволялось ругать еду, и за нее же благодарили Бога, а не хозяйку.
Наиболее почитаемой пищей был хлеб. По представлению крестьян, он вмещал в себя счастье и благополучие дома. Не разрешалось одному человеку доедать хлеб за другим – заберет его счастье и силы. Поэтому же нельзя было есть хлеб за спиной у другого человека. Нельзя было давать хлеб со стола собаке – постигнет бедность, и оставлять кусок хлеба на столе – иначе будешь худеть.
На завтрак нередко подавали кашу овсяную, пшеничную, кисели овсяные, ягодные, толокно, которое разводили квасом или молоком. Молоко пили в основном дети и старики, остальные употребляли кисломолочные продукты(творог, простоквашу). Часто молоко томили в печи, морозили в деревянных корытах. Скребли его потом ножом, ели с блинами. Сбивали молоко в масло, но сами его почти не ели, продавали.
Чай в деревне пили редко, как правило, заменяли травяными взварами. Вы наверно обратили внимание на самовары у нас в музее. Но в деревне самоваров практически не было. Цены на самовары были очень высокими, это только в сказке муха-цокотуха нашла в поле денежку, пошла на базар и купила самовар. В прошлые века самый дешевый самовар стоил иногда дороже коровы. Если семья продавала свой самовар – это считалось крайней нуждой. Была даже такая частушка: Самовары, самовары, самовары медные Из-за вас-то самовары, люди стали бедные.
Посуда была глиняная, деревянная. Ели из одного блюда всей семьей деревянными ложками. После завтрака продолжали работать. Пока молодые делали самую трудную работу по дому, старики занимались каким-нибудь промыслом – делали изделия на продажу.
Именно промыслы были той самой соломинкой, за которую хватались, чтобы выжить. У нас в Кае несколько семей занимались горшечничеством. Они делали горшки различной величины и формы и продавали по окрестным деревням и даже отправляли в Пермскую губернию с возчиками соли или возили сами. У кайгородцев даже была кличка «черепаны».
А еще в каждом доме, где были мужчины плели лапти, являющиеся основной крестьянской обувью. Изготовление лаптей – дело длительное, но их делали на продажу сразу сотни пар. Лапти годились на все случаи жизни, их носили и в будни и в праздники, в них хоронили покойников. В середине 19 века лапти стоили 3 копейки, сапоги – несколько рублей. И большинству крестьян они были недоступны. Кто из вас хотел бы попробовать примерить лапти?
В разных семьях были свои мастера. Кто занимался пимокатством – катал валенки на заказ, кто-то делал санки, плел пестери, корзины, делал туеса, а кто-то занимался отхожим промыслом: основное – извозничество. Плата за провоз от Вятки до Кайгородской пристани – 13 копеек за пуд. рубка и сплав леса. Бурлачество (невыгодно, малооплачиваемо) Добывание руды – копание и обжег. плата за 1 пуд руды с обжигом 3 копейки. Охота. Цена на белку на месте от 4 до 10 копеек, шкура куницы – до 6 рублей, лисы - от 1 до 5 рублей, медведя – 1,5 до 15 рублей.
Чем же в это время занимались дети? Детей с детства приучали к работе. Мальчиков с 9 лет учили запрягать лошадь, ходить за скотиной. В 13 лет мальчики уже умели пахать поле, косить траву, пасти скот. В 16 лет они были первыми помощниками отцу. Некоторых из них отдавали к мастерам в ученики, так и жили в их семьях, работая по 10 часов в день. Ну а самые маленькие конечно же играли, девочки – самодельными куклами. Делали кукол из тряпок, глины, дерева, бересты, соломы, ниток, мочала, даже обычное полено могли нарядить куклой (показать куклы).
Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых, недобрых сил, а значит и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кто из вас в детстве играл такими куклами? Как их у вас называли? Играли дети и на улице в различные подвижные игры. Особенно дети любили «заклички».
Незаметно за работой и играми время подходило к обеду. На обед, как правило, подавали щи, картофель жареный или вареный, иногда с мясом. На завтрак, обед и ужин отводилось не более трех часов, затем снова работа.
Вся жизнь семьи проходила в большой и уютной горнице. В ней было много сундуков, из мебели – стол с лавками, и через всю избу полати. Вы уже узнали, что делали хозяин и хозяйка дома, их взрослые сыновья, мальчики-подростки и маленькие дети.
А чем же занимались девушки? Прибирались, мыли, шили, пряли, ткали, вышивали, готовили себе приданое. Приданого нужно было приготовить столько, чтобы хватило на несколько лет замужней жизни. С семи лет девочек приучали заниматься рукоделием. И к 14-ти годам они уже хорошо умели выполнять любую женскую работу. Очень много приходилось вышивать полотенца, ведь именно полотенце служило украшением любого дома. И потому, как вышито то или иное полотенце, жених мог судить о невесте, рукодельница она или нет.(показать полотенца) А еще девушки ткали пояса, дарили их своим возлюбленным.
Русский крестьянин считал зазорным ходить без пояса. Снять с человека пояс, значило обесчестить его. Про того, кто не сдержал себя, распустился, говорили «распоясался». Кафтаны, шубы подпоясывали широкими трехметровыми кушаками, а вот этот кушак (показать) ткала моя бабушка в молодости.
В доме была полная взаимозаменяемость, если какую-нибудь работу не могла сделать мать или бабушка, ее делали дочь или внучка. Помните? « У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, ткала и пряла на свою внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала, а внучка пекла, мыла, шила и пряла на бабку». Так незаметно, быстро подходил вечер. Недаром гласит пословица «долог день до вечера, коли делать нечего».
Вечером ужинали(ели то, что осталось от обеда), а после ужина молодежь шла в чей-нибудь дом на посиделки. С собой брали какую-нибудь работу, девушки пряли, вышивали, вязали, а парни плели из бересты, соснового корня, делали другую работу. Игры и танцы начинались лишь после того, как иссякали принесенные из дома «уроки», (т.е. работа, рукоделие). На посиделках рассказывали интересные истории, сказки, загадывали загадки.
Сейчас я вам загадаю вятские загадки, посмотрим, справитесь ли вы. На посиделках еще играли в различные игры, пели песни, плясали, присматривались друг к другу. На таких посиделках мы сегодня с вами побываем. А сейчас поиграем в игру «Копилка добрых слов». Я пускаю по кругу шкатулку с волшебными словами, каждый, передавая ее соседу, должен сказать ему волшебное слово, а на тот случай, если кто-то забудет волшебные слова, поможет шкатулка с ее подсказками. Итак, играем...
Расходились по домам поздно, надо сказать, что молодежь тогда отличалась исключительной нравственностью. Так, например, не принято было знакомиться на улице, а тем более сквернословить. Конечно же не каждый вечер молодежь ходила на посиделки. Работы дома было много. Зимой на улице темнеет рано, вы это знаете. Электричества раньше не было.
А чем же как вы думаете, освещали свое жилье крестьяне? Конечно же керосиновыми лампами, такими как у нас в музее. И скота кормили вот с такими фонарями, он назывался дворовый (показать). Но керосин был очень дорог. И в основном жилье освещали лучинками (показать светец). К таким светцам садили мальчика лет 6-7 или дедушку, в их обязанность входило менять лучинки, чтоб не случился пожар под них ставили корыта с водой.
А чем же гладили белье? Или совсем не гладили? Как вы думаете? Утюги были угольные, в них закладывали горячие угли и калильные (показать). А еще утюг был деревянным. Он назывался «рубель». Кто хочет попробовать погладить ткань таким утюгом. Я покажу, как это делается.
Маленькие дети оставались дома. Спать ложились рано, спали на полатях, на полу на соломенных матрацах. Перед сном мама или бабушка рассказывали им сказку. Вятские сказки мало чем отличались от сказок в других местах. В них также присутствовали баба-яга и хитрая лиса и злой волк. Вот одна из сказок, которую могли рассказывать в нашем селе. «Не нашел себе волк корма в лесу. Вышел к полю, видит по полю ходят гуси, такие белые, такие жирные. Здравствуйте гуси, говорит он им. · Здравствуй волк, отвечают гуси · Вы чьи будете? · Поповы · А, так вы мне на завтрак готовы · Что ты, что ты! - закричали гуси · Мы ходим по полю, мы такие пыльные, разреши нам в реке искупаться, мы будем еще белее, еще вкуснее. Подумал, подумал волк и согласился. А гуси прибежали к реке, доплыли до середины и засмеялись над волком. Понял он, что его обманули. И ушел обратно в лес несолоно-хлебавши». Засыпали под тихий мамин голос малыши, а скоро уснут и все жители нашего села. Опять опустится ночь и придет утро нового дня.
Конечно не только будни знали кайские крестьяне, случались и у них праздники, веселые, шумные, но на них мы побываем в следующий раз. А сейчас мы пойдем по улицам села и познакомимся с историей Кая.
2010 год Т.Копчикова
Источник: http://www.kirscity.ru/PHP/Rasskaz/Rasskazmax.php?Stamp=1267463640 |