Некогда чрезвычайно распространенный обычай дёргать человека в день рождения за уши столько раз, сколько ему исполняется лет, казалось бы почти исчез. Но небольшой поиск в сети показал что народ в самых разных странах этот обычай продолжает почитать и активно исполняет. Раньше дергание за уши часто сопровождалось разными присловками вроде "...расти большой и не вырасти лапшой", причем дергали за уши преимущественно мальчиков, объясняя тем что именно им надо вырасти высокими. Так или иначе, но этот обычай был очень известным, возможно даже во всем мире:
Его дернули 32 раза... а этого турка недолго мучили...
То, что воспринимается сейчас как детская по содержанию забава, в древности было очень важным и ответственным моментом в юридической процедуре кули-продажи земельных участков (недвижимого имущества).
Для лучшего понимания серьёзности проблемы сначала вкратце опишем процедуру купли-продажи в древности движимого имущества (любое перемещаемое барахло, в том числе домашний скот). Сделка как правило проходила на рыночной площади и стороны, достигнув соглашения по цене, брались руками за предмет купли-продажи (например коня) и громко во всеуслышание говорили (кричали) по очереди: "Я такой-то продал такому-то за такую-то сумму своего коня" и "Я такой-то купил у такого-то его коня за такую-то сумму", после третьего повтора бывший хозяин отпускал коня (убирал руку) и с этого момента происходила смена собственника коня, который далее считался собственником уже в силу самого владения конем без каких-либо дополнительных бумаг.
В римском праве этот обычай называется манципация от слова manu-рука (кстати отсюда манускрипт, мануал, мануальный и термин эмансипация, который исторически по большей части связывается с "освобождением женщин", хотя законодательно закреплен за процедурой получения полной дееспособности несовершеннолетними в определенных случаях).
В отличие от движимого имущества с его относительно небольшими сроками эксплуатации (до 7-10 лет) земельные участки были гораздо более важным и "долгоиграющим" объектом, который к тому же невозможно продать по правилам рынка, да вдобавок непосредственное владение землей возможно только для придомовых участков.
И тем не менее, землю продавали все по тем же правилам рынка. Для этого подбирали 12 свидетелей, которые трижды обходили по периметру земельный участок вместе с продавцом и покупателем, а последние как и на рынке повторяли "Я продал..." и "Я купил...", показывая рукой на тот самый участок земли. Из 12 свидетелей, которые должны были потом при необходимости подтвердить факт и содержание сделки, 6 были взрослыми мужчинами, а 6 - мальчиками в возрасте 7-12 лет в расчете на отдаленное будущее, так сказать "на вырост". Вот этих-то самых мальчиков и шпыняли взрослые дяди - дергали за уши, щипали, стегали прутьями и всячески доводили до слез со словами примерно такого смысла: "Вот вырастешь - вспомнишь где и почему тебя били, чтобы запомнил кто и кому продал землю". А как еще иначе актуализировать такое скучное событие у детей? От такого безобразия детей спасла геометрия (земле-измерение), появление большого числа обученных землемеров и вообще внедрение в массовую практику средств и способов картографирования и геодезической съемки, но увы только со второй половины 19 века.
А так народ в массе своей был неграмотный и к бумагам не приученный.Ну не было тогда земельных кадастров с подробными картами, координатами, не было множества геодезистов с их инструментами, всё только начиналось.
Так какие же границы обходили продавец и покупатель, откуда они их знали? На земле использовалась такая штука как межевые знаки - камни с отметками (многие из них потом по незнанию попали в разряд таинственно-мистических), деревья и т.п., вот эти знаки в числе прочего и должны были запомнить мальчики-свидетели. Интересно, что важнейшие (княжеские например) межевые знаки изготавливались антропоморфными в виде вырезанного из деревянного ствола-столба (вот откуда "застолбить") идола (от лат idos - образ), изображающего господина-собственника, вот мол его двойник стоит и охраняет, то есть он лично присутствует, значит непосредственно владеет землей. Именно поэтому все упоминания как один князь порушил идолов своего предшественника надо рассматривать не с точки зрения каких-то иллюзорных религиозных, языческих мотивов, а с совершенно практичной точки зрения - порушили пограничные, межевые столбы, произошел захват земли и смена владельца.
Вообще простым людям за порчу межевых знаков полагалось суровое наказание вплоть до смертной казни, да и межевые споры были одними из самых кровавых споров, В масштабах государств - это войны, а в деревнях то же самое, но помельче. В древнем Риме за границы отвечал специальный бог с очень знакомым именем Термин (край, предел) от него и пошли слова терминал,терминальное состояние и пр.
Источник: http://igor-grek.ucoz.ru/news/ears/2011-10-23-164 |